В этой статье Ольга Уварова рассказывает о средневековых дорожных крестах Болоньи: кто, когда, где и зачем их ставил, где их можно увидеть сейчас и при чем здесь Наполеон. Завершается заметка рассказом о выдающейся археологической находке, совершенной в одной болонской церкви в 2013 году.
Любите ли вы, как и я, читать тексты мемориальных досок? «В этом доме читал поэму …», «Здесь родился…», «На месте этого дома…» На каменных и бронзовых табличках живут истории и История. Как-нибудь я сфотографирую все доски, которые встречаю на своем обычном пути от центрального вокзала Болоньи до Пьяцца-Маджоре. А сегодня хочу рассказать об Истории, которая стоит за одной из них.
Вот эта табличка, она немного в стороне от основного людского потока и не слишком бросается в глаза.
Табличка — на счастье любопытного прохожего — новая, написана на современном итальянском языке.
QUI NEL MEZZO DELLA VIA ERA LA CAPPELLA CON LA CROCE DEI MARTIRI DETTA CROCE DEI SANTI FABIANO E SEBASTIANO UNA DELLE QUATTRO CROCI CHE LA TRADIZIONE VUOLE POSTE NEL V SECOLO QUALI STAZIONI DI UN MISTICO CIRCUITO A DIFESA DI BOLOGNA. RIMOSSA NEL 1798 LA CROCE FU COLLOCATA NELLA BASILICA DI SAN PETRONIO.
«Здесь посередине улицы стояла капелла с крестом мучеников, так называемым «крестом Святых Фабиана и Себастьяна», одним из четырех крестов, которые по преданию были поставлены в V веке как опорные пункты [как-то так напрашивается перевести «stazioni». То же значение, что и знаменитые «stazioni della via crucis» в церквях и просто на дорогах и тропах] мистического контура [а как бы вы перевели в данном контексте «circuito»?], призванного защищать Болонью. В 1798 году крест был перенесен в базилику Святого Петрония».
Ах вот оно что! Здесь стоял один из легендарных крестов, поставленных то ли Амвросием в IV веке, то ли Петронием в середине V! Известно, что в критические моменты, например, во время землетрясений, процессии со святыми образами Мадонны обходили эти кресты
Надо сказать, что в Cредневековье кресты, зачастую водруженные на обломки римских колонн, стояли на многих ключевых точках городов — на въездах, перекрестках, площадях, близ кладбищ. Когда-то сакральную защитную функцию выполняли статуи римских богов, особенно Гекаты, Гермеса и Януса, а в наше время — часовенки с изображением Мадонны или святых, нередко вмурованные прямо в фасады домов.
В Болонье особое значение имели четыре креста, поставленные у городских ворот первого пояса городских стен, названных учеными «селенитовыми» по серому с блестящими вкраплениями местному камню, который был использован для строительства. Остатки этих стен (один из фрагментов, близ Городского музея средневековья, вы можете увидеть на фото) были обнаружены лишь в двадцатые годы прошлого века.
Точное расположение стен, как и то, кто именно и когда их построил (то ли византийцы, то ли лангобарды) — все еще почва для гипотез археологов. Сходятся в одном: периметр стен имел форму почти правильного четырехугольника, повторяя структуру римского города с осями кардом и декуманом. Только территорию он защищал куда более скромную — не больше 20 гектаров. Часть кварталов римского города, включая театр, осталась вне стен и постепенно пришла в упадок, получив название «civitas antiqua rupta» (то есть старые развалины).
Что ж, пройдемся по «новому адресу» четырех крестов. Они находятся в базилике Святого Петрония вдоль стен, в миниатюре повторяя изначальный священный четырехугольник.
Резные мраморные кресты поставлены на колонны. Колонны — самые что ни на есть античные, а вот кресты отнюдь не эпохи Амвросия или даже лангобардов. Самый старый из них — крест Святых Апостолов и Евангелистов. Стоял он когда-то на месте, где сейчас красуются болонские башни Азинелли и Гаризенда, а в средние века находился рынок.
По высеченной над ликом Христа дате мы понимаем, что крест был изготовлен камнерезчиками в 1159 году взамен прежнего обветшалого креста. Да-да, кресты меняли по мере их обветшания — вот вам и объяснение, почему они такие «новые».
Примечательно, что по периметру креста высечена надпись – диалог между Богоматерью и Иисусом, который можно перевести примерно так:
– Сын!
– Что, мать?
– Ты Бог?
– Я Бог.
– Но зачем ты висишь [распятый]?
– Затем, чтобы не погиб род человеческий.
Названия остальных трех крестов: Крест Святых Дев, упоминающийся с X века как крест «Кастильонской дороги» (пересечение нынешних улиц Фарини и Кастильоне); Крест Всех святых или «Крест Порта-Прокула», как раз напротив римского театра (на пересечении нынешних улиц Барбериа и Колледжо-ди-Спанья); наконец, Крест Святых мучеников на северо-западе, примерно на месте древнеримского торгового форума.
Несмотря на то, что в последующие столетия город рос и обрастал новыми стенами (у Болоньи будет еще два кольца, вернее, многоугольника стен), священные кресты оставались на месте и лишь поновлялись. Зачем же их переместили внутрь храма в конце XVIII века? Может быть, они мешали движению?
Ответ более прозаичен. Наполеон, завоевав Италию, проводил массированную политику секуляризации. И вот наряду с упразднением монастырей Наполеон удалял с глаз долой церковные символы. Напоминанием о политике Наполеона — и о всегдашней хитрости болонцев — является знаменитая статуя над входом в Палаццо Аккурсио на главной площади города. Надпись над статуей гласит: «Divus Petronius Protector et Pater » – но на самом деле это никакой не Петроний, а папа римский Григорий XIII (Бонкомпаньи), болонец по происхождению. Тот самый, что провел реформу календаря. Горожанам пришлось спешно снять с папы каменную тиару и снабдить его епископским посохом, а также заменить надпись. «Петрония» Наполеон пожалел и оставил стоять на месте. Уже позднее папе вернули тиару, но надпись — в память о «военной хитрости» – оставили.
В 2013 году во время реставрационных работ в болонской церкви Санта-Мария-Маджоре, потребовавшихся после разрушительного землетрясения 2012 года, в полу был обнаружен «дорожный крест», очень похожий на кресты Святого Петрония. Потребовалась кропотливая работа реставраторов, собравших памятник по кусочкам.
На правом плече креста была выбита дата: 1143 год! Следовательно, он старший современник креста Святых Апостолов. В городском музее средневековья в 2017 году прошла выставка, на которой наряду с этим памятником были выставлены копии других сохранившихся образцов “дорожных крестов”.
Как объясняют исследователи, большое их количество появилось в городе в XII-XIII веках, и они не только служили для молитвы, но и помогали ориентироваться в городе многочисленным приезжим. По окончании выставки крест вернулся в церковь, где был найден.
Владеющим итальянским языком предлагаю совершить видеоэкскурсию к четырем крестам Болоньи в сопровождении монсиньора Андреа Каниато: