Мы продолжаем знакомить наших читателей с историей итальянской фотографии. 18 апреля 2016 года в возрасте 89 лет скончался Фульвио Ройтер – фотограф с мировым именем, представитель венецианского кружка La Gondola. Ему мы посвящаем эту памятную публикацию.
Несколько работ фотографа из альбомов «Умбрия, земля святого Франциска» (1956) и «Быть Венецией» (1978) можно было увидеть в Москве на выставке «Италия 1946-2006: от реконструкции к миллениуму» в 2009 году, а здесь вы можете ознакомиться с некоторыми фотографиями, представленными на персональной выставке Ройтера в Венеции в 2013 году, в рамках фестиваля Photissima Festival.
Сегодня мы поговорим о Венеции, которой художник посвятил свой первый фотоальбом, напечатанный в Лозанне в 1954 году, под названием Venise à fleur d’eau.
Давайте посмотрим небольшое видео без слов, с фотографиями из этого альбома.
По словам самого Фульвио Ройтера, он был «обречен воспевать Венецию». Любимый город стал для фотографа ежедневным вызовом, и потому в своих преимущественно черно-белых фотографиях Фульвио стремился запечатлеть самые будничные моменты городской жизни — такие как, например, уборщик на площади Сан Марко, в момент «высокой воды» (acqua alta).
Фульвио Ройтер утверждал, что ничто так не мешает фотографу, как привычка. Но если фотограф — неординарный человек (каковым, без сомнения, был он сам), то его глаз воспринимает действительность неординарно и способен выразить это через фотографию.
Давайте прочтем небольшой, почти поэтический текст, из презентации фотоальбома UNAVITAPERVENEZIA, вышедшего в 2006 году, к восьмидесятилетию фотохудожника.
UNAVITAPERVENEZIA.
Il titolo è scritto così, tutto attaccato, tutto in maiuscolo.
Come se fosse detto tutto d’un fiato, come un unico respiro.
Il respiro della laguna e del mare che entra nei canali.
Il respiro di un uomo che dopo cinquant’anni la percorre e la cerca ancora.
Si è visto e scritto tanto su Venezia e altrettanto su Fulvio Roiter, eppure la magia di un tramonto sulla laguna non manca di stupirci ogni volta, come non cessano di affascinarci le foto di Fulvio Roiter.
È il fascino della semplicità unita alla perfezione, perché un tramonto non si può migliorare, ma solo ammirare, come le foto di Roiter: semplici e perfette; talmente semplici, talvolta, da far pensare “Questa potevo scattarla anch’io!”.
Ma la semplicità di una foto non è quasi mai sinonimo di facilità di scatto, anzi: la banalità ed il vuoto sono sempre in agguato, e le ‘foto semplici’ che ‘non dicono nulla’ sono spesso il deludente risultato di un tale, fuorviante ragionamento.
Fulvio Roiter è ritenuto “il fotografo di Venezia” ed è conosciuto dai più soprattutto per le foto che la ritraggono. Eppure, pur essendo nato e vissuto a Meolo (VE), la sua lunga carriera inizia con foto della Sicilia (1953), seguita da Umbria, Sardegna, Andalusia, Brasile, Belgio, Portogallo, Persia, Turchia, Messico, Libano, Spagna, Irlanda, Louisiana, Tunisia e Africa (1974). Lunghi viaggi con lunghi soggiorni, tante foto e tanti libri.
Venezia però la incontriamo fin da subito, nel 1954, data di pubblicazione del suo primo libro fotografico “Venise à fleur d’eau”, pubblicato a Losanna; quindi ben 19 anni dopo con “Venezia Viva”, nel 1973. Seguono “Essere Venezia” (1977), “Laguna” (1978), “L’Oriente di Venezia” (1980) e “Carnevale a Venezia” (1981).
(Il testo completo si può leggere qui, la biografia dettagliata del fotografo qui.)
В довершение знакомства с фотографом, который ушел от нас, но остается с нами в своих фотографиях, мы предлагаем вам посмотреть видео, в котором сам Фульвио Ройтер рассказывает о своей жизни и о своем отношении к фотографии.
Другие наши материалы об итальянских фотографах вы можете найти здесь.