Еще недавно я приглашала вас отправиться с паломниками по Дороге франков, а сегодня нас с вами ждет не менее увлекательное путешествие по совсем другой — Разбойничьей дороге (по-итальянски Strada dei Briganti).
Она уведет нас в прошлое на полторы сотни лет, в первые десятилетия существования Италии как единого государства. Бандитизм тогда был развитым явлением в центральных и южных областях страны, особенно в труднодоступных горных районах. Причинами тому, с одной стороны — нищета и отсутствие сильной центральной власти (в Папском государстве), с другой — сопротивление новой власти Савойской династии в Королевстве Обеих Сицилий (которому подчинялся Апеннинский полуостров южнее Папского государства). До сих пор фигуры знаменитых бандитов являются для многих итальянцев олицетворением свободы и независимости, вдохновляют на песни (автору этих строк довелось даже слышать песенку Avanti, briganti!, сочиненную музыкальными талантами истфака МГУ начала двухтысячных Димой Талашовым и Сережей Никитиным), фильмы («Тибурци», 1996, режиссер Паоло Бенвенути), спектакли и даже на создание туристических пеших маршрутов по местам, где скрывались от властей и орудовали шайки бандитов.
Один из таких маршрутов проходит по Маремме: это южная часть региона Тосканы, также являющаяся частью Тусции. Традиционно местом укрытия служила лесистая область Сельва ди Ламоне — здесь до сих пор сохранились непроходимые леса (вспомним, что selva по-итальянски значит ‘лес’, ‘чаща’! Как у Данте: «selva oscura»).
Легенда Мареммы — это бандит Доменико Тибурци (1836-1896), известный также как «Доменикино» и «Уравнитель» (Livellatore).
Когда после долгой охоты карабинеры все-таки выследили и застрелили Тибурци — это произошло близ города Капалбио в 1896 году, после того, как он четверть века был негласным «Королем лесов» (Re della Macchia) — местный священник отказывался хоронить на кладбище человека, на чьей совести два десятка лично совершенных убийств и множество преступлений. Однако жители Капалбио буквально восстали и добились, чтобы хотя бы нижняя часть тела (верили, что грешная душа пребывает в его верхней части) была похоронена на территории кладбища. Так и сделали: могила была вырыта у калитки кладбища, наполовину внутри и наполовину снаружи.
За что его так почитали? За то, что он вершил справедливость, которой больше ни от кого в государстве добиться было нельзя. Справедливость в пользу бедняков, коих в тех краях было подавляющее большинство населения.
Тибурци собирал с крупных собственников «бандитский налог» (tassa del brigantaggio), гарантируя взамен защиту и безопасность. Тех, кто отказывался платить, ждало наказание — чаще всего поджог, традиционное средство мести маремманских поденщиков. Часть поступлений Тибурци передавал семьям погибших соратников, а часть шла на помощь самым обездоленным крестьянам и ремесленникам.
«Робингудская» карьера Тибурци началась в 1867 году, когда он застрелил сторожа местного богача маркиза Гульельми. Сторож навесил горячему маремманцу штраф в 20 лир, застав его за сбором колосьев на поле маркиза (примерно то же, что сейчас получить штраф в несколько тысяч евро за кражу пары ботинок в супермаркете). После совершенного преступления Тибурци подался в «леса» (alla macchia), был арестован, отправлен на каторгу, бежал, и в 1877 году уже возглавлял маремманскую банду, а за его голову была назначена награда в 10 тысяч лир!
Говорят, что Тибурци за всю свою жизнь не напал ни на один дилижанс или пешего путника! Также известно, что он не убивал без крайней нужды и был снисходителен к рядовым стражам порядка. И напротив — крайне жесток в отношении к своим подчиненным. Смерть ждала предателей, насильников и бандитов, уличенных в истязаниях бедняков и беспричинных грабежах. Впрочем, наказывались и те, кто не соблюдал иерархию и вел себя неуважительно по отношению к «королю». Так, расстался с жизнью — впрочем, в честной дуэли — его «правая рука» Винченцо Пасторини, так как позволил себе насмешливо рассказывать о том, как Тибурци бежал в одних кальсонах из пещеры, где их настигла полицейская облава.
Интересно, что над телом убитого Тибурци была произведена аутопсия, и часть черепа была направлена в Турин на анализ знаменитому доктору-теоретику биокриминалистики Чезаре Ломброзо. На основании морфологии черепных коробок Ломброзо стремился доказать,что преступники стоят на лестнице эволюции примерно на уровне приматов. Но в случае с Тибурци доктор был вынужден признать, что никаких признаков дегенерации не существует и, напротив, налицо определенная гениальность!
С бандитизмом в Италии было покончено на рубеже XIX-XX веков, в результате нескольких жестких компаний, когда брались в заложники родственники до третьего колена скрывавшихся от правосудия преступников; за набеги банд количеством менее десяти человек ущерб должна была возмещать местная администрация, не обеспечившая должную защиту жителей; крестьяне должны были всегда иметь при себе паспорт, а съестных припасов — не больше чем на один прием пищи; зерно для посевов смешивали с известью, чтобы его не могли выкрасть и использовать для пропитания преступники и т. д. Выследить главарей бандитов удалось благодаря специальной операции: в области вдруг объявилось большое количество пастухов в мохнатых штанах, которые якобы искали пропавших коз, а на самом деле вычисляли бандитов.
В родном городе Тибурци — Челлере — ныне устроен «Музей бандитизма» (Museo del brigantaggio), где освещается в антропологическом ключе история этого феномена.
Упомянутая в начале статьи «Разбойничья дорога» – это четыре последовательных маршрута общей протяженностью 100 км. Названы они именами четырех маремманских главарей: Тибурци, Бискарини, Фьораванти и Ансуини.
На маршрутах расположено 49 стендов с исторической информацией. Маршруты отмечены бело-красным знаком, как и маршруты Итальянского Альпийского клуба (CAI).
Подробно жизнь и «подвиги» Тибурци освещены в балладе группы “La Tresca” Il sentiero dei briganti:
Источники фото: http://www.tuscia.it, https://camminobriganti.wordpress.com/ , http://www.lungolagocapodimonte.it