В прошлой статье мы проследили в общих чертах историю области от этрусков до наших дней. В следующих материалах я хочу поговорить о Средневековье и о том, как на истории Тусции отразилось соседство со столицей католического мира.
Для начала нам с вами будет полезен краткий экскурс в историю Папской области.
Путь пап от епископов до суверенов был долог и извилист. После Миланского эдикта о свободе вероисповедания (313 г.) римские епископы начали получать земельные владения в дар от верующих. В VI-VIII веках Римский диоцез (то есть епархия) входил в состав Римской Империи, вновь объединенной византийским императором Юстинианом, который противостоял натиску варваров-готов на Италию. Папы были тогда исполнителями воли византийского императора. Постепенно византийцы ограничились защитой (теперь уже от лангобардов) последнего оплота империи – Равенны, и несмотря на формально существовавший тогда “византийский коридор” от Равенны к Риму, проходивший по труднодоступным местам, кстати, через небезызвестную Нарнию, фактически римские папы оказались предоставлены сами себе. После того, как лангобарды приняли католичество (а до этого они были арианами), они стали покровительствовать папам, и в 728 году было совершено Сутрийское дарение (Donazione di Sutri): лангобардский король Лиутпранд дарил папе Сутри и несколько более мелких крепостей, отвоеванных у византийцев, а его преемники – прибавили к этому Амелию, Бомарцо, Палестрину, Норму, Нимфу и другие города нынешнего Лация.
Следующий крупный шаг – сделка с франками. Папа Стефан (это был, кстати, первый папа, пересекший Альпы) благословил на царствие Пипина Короткого и сына его Карла – основателей династии Каролингов, за что они пообещали вернуть «Святому Петру» его «законные» владения. На самом деле, Пипин, конечно, не имел права дарить папе земли, принадлежавшие по закону византийскому императору, но протесты последнего ничего не дали. За два года король Пипин отвоевал для пап 22 города, от Мантуи, Пармы, Равенны и Феррары на севере до Пезаро, Сполето и Беневенто на юге.
К VIII-IX векам относится создание подложного документа, сильно подмочившего репутацию папству во времена Ренессанса. Да, я говорю о пресловутом Константиновом Даре (лат. Constitutum Constantini) – тексте, на который с XI века католическая церковь опиралась в своих притязаниях на верховную власть в Европе. Многие из нас слышали, что фальсификацию разоблачил гуманист XV века Лоренцо Валла, показав, что язык “Дара” значительно позднее эпохи Константина Великого. Поскольку легенда о Константиновом Даре прочно вошла в иконографию, будет нелишне напомнить ее.
В документе от имени императора Константина Великого рассказывается о его обращении в христианство, после излечения от проказы (из-за которой он чуть было не перерезал всех константинопольских младенцев, чтобы омыться в их крови по совету языческих жрецов), благодаря крещению, принятому от епископа Римского Сильвестра – тогда, разумеется находившегося в бегах на горе Сарепта. Благодарный император утверждает примат епископа Римского над четырьмя восточными патриархами и безвозмездно передаёт ему власть над всеми западными землями Римской империи. В знак особого почтения к папе Римскому Константин проводит под уздцы его коня, выступая в роли конюшего – это изображено на фресках базилики Санти-Куаттро-Коронати в Риме.
В течение столетий владения Папского государства расширялись, чаще всего за счет военных действий (Болонья, Фаэнца, Чезена), иногда из-за прекращения рода правящей династии (Феррара, Урбино).
В Новое время папское государство переживало те же проблемы, что и другие государства Европы. В эпоху наполеоновских завоеваний оно чуть было не прекратило свое существование (два папы оказались во французской тюрьме, и один даже умер в неволе), но к середине XIX века, когда встал вопрос о создании единого итальянского государства, папское государство было вторым по численности населения на Апеннинском полуострове (после Неаполитанского Королевства), в нем проживало более 3 миллионов человек. Благодаря папе-реформатору Пию IX оно шло в ногу со временем: строило железные дороги (первая линия Рим-Фраскати была пущена в 1856 году), осушало болотистые почвы вокруг Феррары и в Понтинских болотах, создало общую телеграфную сеть, ввело почтовые марки, прокладывало дороги.
В 1840-е годы были проекты объединения страны под эгидой папы, но события в эпоху Рисорджименто приняли другой оборот, и владения Папского государства сократились до нынешнего Ватикана. Независимый статус Ватикана был формализован Латеранскими соглашениями 1929 года между тогдашним руководителем страны Бенито Муссолини и представителем курии кардиналом Гаспарри.